От трудностей к научным прорывам. Какой была советская фармакология в годы Великой Отечественной войны, и как военное время повлияло на лекарственное направление СССР.

Начало

К началу войны в СССР работали 59 химико-фармацевтических предприятий. Был освоен выпуск целого ряда новых препаратов, в первую очередь — антибактериальных сульфаниламидов, которые в военное время спасли жизнь миллионам раненых. Если к концу 1930-х годов фармацевтическая и медицинская промышленность полностью удовлетворяла потребности страны в лекарствах, то начало войны показало недостаточность этих ресурсов. Проблемой стало и невысокое качество препаратов. Например, эфир для наркоза производился с очень низкой степенью очистки, из-за чего срок его хранения составлял всего 4 месяца.

Снабжение Красной Армии медикаментами в предвоенные годы проводили с удвоенной силой, поскольку руководство страны считало неизбежным начало войны. Объём запасов санитарно-медицинского оборудования и медикаментов был способен долгое время обеспечить потребности армии в боевой период. Но большей частью этих запасов не вышло воспользоваться: большие запасы медикаментов оказались сосредоточены в приграничных военных округах.

Первую половину 1941 года СССР спешно перебрасывал медикаменты к западным границам страны. С января по август 1941 года на санитарный склад Западного особого военного округа вывезли почти 2 тысячи вагонов с медикаментами и санитарной техникой. Но ещё больше медицинских ресурсов было утрачено. Тогда же началась масштабная эвакуация фармзаводов в Сибирь, Среднюю Азию и на Урал. Вывезти удалось не все предприятия, а для эвакуированных заводов требовалось время для запуска.

В совокупности эти факторы стали причиной резкого сокращения объёмов производства медикаментов и санитарно-медицинского оборудования. В декабре 1941 года объёмы производства фармацевтической промышленности не достигали и 10 % от объёмов начала года. Остро ощущалась нехватка эфира для наркоза, стрептоцида, глюкозы, сульфидина, раствора морфина. Полностью прекратились поставки новокаина, риванола, йода, гексенала, кодеина, кофеин-бензоата, пирамидона, фенацетина, аспирина и ряда других лекарственных средств. Армия обеспечивалась исключительно за счёт эвакуированных запасов.

 

ЛЕКАРСТВА ПОБЕДЫ

Возрождение

Ситуация с поставками медикаментов выровнялась лишь во втором квартале 1942 года, когда были введены в строй первые эвакуированные предприятия. Тогда же были возведены несколько новых фармацевтических предприятий (в Азербайджане, Армении, Киргизии и Казахстане). На производство лекарств в первые годы войны был перепрофилирован целый ряд предприятий химической и пищевой промышленности. Производство новых препаратов стало одной из стратегических военных задач. На длительные клинические испытания не было времени, поэтому препарат практически сразу отправлялся в массовое производство, откуда спешно поступал в госпитали.

Такой стала разработка отечественных сульфаниламидных препаратов и дальнейший их запуск в производство, которые в 1942 году учёный-химик И.Я. Постовский в кратчайшие сроки организовал на Свердловском химическом заводе. Ученик Постовского, доктор химических наук, академик Российской академии наук О.Н. Чупахин, вспоминает: «Всё работало по канонам военного времени: либо человеку отнимут руку или ногу, либо он умрёт от гангрены, либо выживет. Поэтому лекарства сразу с завода отправляли в госпитали, и там уже врачи наблюдали за тем, как они действуют на организм». Например, сульфатиазол был синтезирован в 1940 году, а уже к маю 1941 года проверен на ста пациентах. Лекарство оказалось эффективным для лечения пневмонии и других инфекций, было не слишком токсичным, и его можно было применять без предварительных анализов крови и мочи, что было важно в условиях военно-полевой медицины.

 

ЛЕКАРСТВА ПОБЕДЫ

Фото: И.Я. Постовский

 

На Бакинском мясокомбинате стали выпускать гормональные и вяжущие средства, ферменты, желатин, гематоген. Производство эндокринных препаратов было организовано и на многих других предприятиях пищевой промышленности.

Критическим стал 1943 год, когда довоенные запасы оказались почти истрачены, а выпуск целого ряда лекарственных средств в нужных количествах не был налажен. В ходе Курской битвы войска Центрального фронта были обеспечены основными комплектами медикаментов и медицинского имущества на 50–80%. К концу 1944 года объём выпуска продукции фармацевтической и медицинской промышленности составлял 96% от довоенного уровня, в то время как потребности Красной Армии и тыла требовали кратного увеличения производства.

В годы войны сократилась номенклатура производимых препаратов, прежде всего за счёт лекарственных средств, которые не были необходимы в военно-полевой медицине и для борьбы с эпидемическими заболеваниями. Осенью 1941 года советское командование обратилось к союзникам по антигитлеровской коалиции с просьбой о поставках медицинского оборудования, медикаментов и реактивов для их производства. Заявка включала 65 наименований, в том числе 15 тонн стрептоцида и 40 кг антибиотика грамицидина. Это стало временным подспорьем в условиях отраслевого дефицита.

Под учётом каждая таблетка

В условиях нехватки медикаментов решающее значение получила организация снабжения. Главное военно-санитарное управление РККА встало на рельсы строжайшей экономии и рационального использования медикаментов. Был введён строгий учёт, установлена персональная жёсткая ответственность за потери и несвоевременный приём.

Огромное значение имела своевременная переброска запасов медикаментов на критически важные участки фронта. Этими мерами удалось полностью и своевременно обеспечить всем необходимым медицинские службы фронтов, участвовавшие в Московской и Сталинградской битвах. Быструю доставку медикаментов обеспечило ещё одно нововведение военного времени. ГВСУ ввело полевые армейские санитарные склады (ПАСС) и их подвижные отделения, чтобы не отставать от следования наших войск.

 

ЛЕКАРСТВА ПОБЕДЫ

 

Открытия в советской фармацевтике в войну

Военное время ускорило созданию новых технологий производства и разработку новых лекарственных средств. Впервые было освоено производство целого ряда препаратов и расширена номенклатура производимых сульфаниламидов. Именно в годы войны в СССР началась эпоха антибиотиков. Неоценимый вклад был внесён учёным-химиком Г. В. Ермольевой, которой в 1942 году был создан первый отечественный пенициллин из плесневого грибка рода Penicillium. Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при газовой гангрене, столбняке, менингите, септических инфекциях. В 1944 году по инициативе главного хирурга РККА Николая Бурденко были проведены испытания советского пенициллина во фронтовых госпиталях, которые дали отличные результаты. Пенициллин Ермольевой спас жизни тысячам считавшихся безнадежными раненых.

Группа Ермольевой проводила изучение лечебного эффекта нового препарата «Пенициллин-крустозин ВИЭМ» при ранениях и раневых осложнениях в медсанбатах и клиниках тыла. Учёному принадлежит идея обеззараживать воду городского водопровода хлором. Метод опробовали в условиях Сталинградской битвы. В 1942 г. Ермольева направлена в Сталинград для предотвращения заболевания населения холерой. Было налажено производство холерного бактериофага, который ежедневно получали 50 000 человек.

 

ЛЕКАРСТВА ПОБЕДЫ

Фото: Г. В. Ермольева

 

«Рождение» пенициллина послужило импульсом для создания других антибиотиков. Не столь широко известно открытие советских учёных, супружеской пары биолога Г.Ф. Гаузе и химика М.Г. Бражниковой. В 1942 году они сумели синтезировать первый оригинальный советский антибиотик – грамицидин С (грамицидин советский). Тут же было налажено массовое производство нового препарата и отправка его на фронт.

Масса иных лекарственных изобретений: бальзам Шостаковского (А.Е. Фаворский и М.Ф. Шостовский), вакцины против туляремии (Н.А. Гайский и Б.Я. Эльберт) и брюшного тифа (А.В. Пшеничнов и Б.И. Райхер; М.М. Маевский и М.К. Яцимирская-Кронтовская), метод лиофильной сушки плазмы Л. Г. Боголюбовой, противошоковая жидкость Э.А. Асратяна и даже новый метод профилактики гриппа препаратами олеиновой кислоты (Н.Ф. Гамалея) – в совокупности стали ещё одним видом вооружения бойцов Советской Армии.

Новые разработки учёных подхватывались мгновенно. Одним из первых стал применять в военной медицине новаторские препараты главный хирург Красной Армии, крупнейший организатор военно-полевой хирургии Н.Н. Бурденко. Для испытания пенициллина и грамицидина в случаях раневых инфекций. Бурденко одним из первых оценил огромное значение антибиотиков: внутриартериальное введение пенициллина при огнестрельных поражениях черепа предотвращало развитие гнойных осложнений.

Бурденко организовал и научную бригаду и во главе её выехал на фронт. Он опубликовал известные «Письма хирургам фронтов о пенициллине», изданные отдельной брошюрой, после чего препараты стали широко применять хирурги всех военных госпиталей. В 1942 г. Бурденко первым в мировой медицине предложил лечить гнойные осложнения после ранений черепа и мозга путём введения раствора белого стрептоцида в сонную артерию. Это позволило эффективно доставлять стрептоцид к очагу инфекций в мозге. С 1943 г. таким же способом хирург стал применять сульфидин, а с 1944 г. — пенициллин.

Характерной чертой советской фармакологии в военное время стал симбиоз учёных разных направлений: химиков, микробиологов, физиологов, которые зачастую работали в содружестве с практикующими врачами.

Слаженная работа позволила сохранить жизни миллионам людей и обеспечить бойцам выздоровление и возвращение на фронт. Как утверждает статистика, из наших госпиталей в строй возвращалось более 70% поступивших на лечение, тогда как немецким медикам удавалось возвращать в армию менее 40% раненых.

Пресс-служба ГАУЗ "Городская больница №2 г. Магнитогорск"
на основе открытых источников.
Фото - открытые источники в Интернете